Известные сооружения из напряженного бетона
Э. Шулигер спроектировал и построил купол костела в Цюрихе с планом в виде лемнискаты. Оболочка сооружена в виде арки на железобетонной бортовой балке. Пролеты купола в осях равны. 24 и 17 м, подъем 1,60 м, толщина стенки 8 см. Предварительное напряжение борта осуществлено с помощью 40 проволок диаметром по 5 мм с прочностью 180 кг/мм2.
В 1951 г. в Англии была построена оболочка автобусного вокзала в Борнмоис. Толщина оболочки 6,5 см, ширина 10 м, пролет 49 м. Высота бортовой балки 1,70 м, ширина 0,25 м. Подъем купола равен 2,08 м. В бортовых балках помещены пучки проволок по способу Маньеля (152 проволоки диаметром по 7 мм) с напряжением до 8,81 кг/см2.
Павильон для выставки в Мюнхене состоит из балок пролетом приблизительно 30 м и из консоли длиной в 10 м. Крышу образует топкая плоская оболочка с радиусом искривления 75 м. Балки расположены на расстоянии 10 м друг от друга. Размеры перекрытия ребристой плиты, образующей крышу, усилены тремя продольными ребрами, чтобы воспрепятствовать продольному изгибу. Углы плиты предварительно напряжены в диагональном направлении.
Интерес представляет также навес вокзальной платформы с пролетом в 12 м и шириной оболочки, поддерживаемой поперечными консолями, выступающими в обе стороны, приблизительно на 6 м. В них создано не только продольное предварительное напряжение, но и поперечное с помощью малых ребер.