Эдуард Асадов стихи о любви

Такеши Китано: грустный весельчак


Кто бы мог подумать, что нелепый кривляющийся комик из японского телевизионного шоу спустя некоторое время станет едва ли не главной фигурой азиатского авторского кинематографа. Актер и режиссер Такеши Китано (Takeshi Kitano) — улыбающийся человек с грустными глазами — снимает фильмы, похожие по характеру на него самого: печальные и смешные одновременно. Кого бы он ни играл — жестокого полицейского, сумасшедшего ученого или веселого бездельника — зритель всегда проникается к нему безумной симпатией, а то, что он хочет сказать будучи режиссером, проникает в самые потаенные уголки наших душ.

Такеши Китано родился в Токио 18 января 1947 года. Учился в Токийском Университете Мейджи, но через несколько лет бросил учебу — его не радовала перспектива стать офисным служащим. Жил на деньги, полученные случайными заработками, сменил кучу работ и, работая кассиром в маленьком стриптиз-клубе, увлекся шоу-бизнесом. Попробовав себя в жанре пародии, Такеши решил стать комиком. От выступлений на маленьких сценах — к популярному телевизионному шоу. Комедийный дуэт «Two Beats» состоял из Бита Такеши (сценический псевдоним Китано) и его приятеля — Бита Киеши. Ребята достигли немалых успехов — уже через два года «Два бездельника» (так можно перевести название дуэта) получили приз японской телекомпании как лучший комический дуэт.

Ну а от телевидения недалека дорога в кино. Уже в 1981 году Такеши Китано снялся в первом большом фильме «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (Merry Christmas Mr. Lawrence), где исполнил свою первую серьезную драматическую роль — сержанта Хары. Успешно развенчав собственное комедийное амплуа, Китано в 80-е годы снялся во множестве фильмов разных жанров и различной художественной ценности. Ну а через восемь лет на экраны вышла первая работа Китано-режиссера — психологическая драма «Жестокий полицейский» (Violent Cop), рассказывающая о смертельном поединке между полицейским и преступником, каждый из которых должен преступить моральные принципы во благо своей цели.

Японская мафия якудза на какое-то время стала основной темой творчества Такеши Китано. Ей посвящены такие работы режиссера как «Точка кипения» (Boiling Point) и «Сонатина» (Sonatine) — жестокие драмы с элементами классического криминального боевика, полные насилия и чисто японской ментальности. Китано-режиссер оказался человеком уравновешенным, снимающим глубокое созерцательное кино, в котором действие показано холодно и отстраненно. Статичная камера и продуманность каждого кадра стали фирменным стилем Китано.

Впрочем, после этого режиссер решил попробовать себя в несколько другом кино. Трогательная поэтическая история «Сцены у моря» (Ano natsu, ichiban shizukana umi) и комедия абсурда «Снял кого-нибудь?» (Minnâ-yatteruka!) продемонстрировали, что он способен снимать совершенно разные по жанру и настроению картины, при этом сохраняя свой собственный стиль.

В 1994 году в жизни режиссера происходит перелом — он попадает в аварию, отчего часть лица охватывает паралич. Это послужило поводом переосмыслить свою жизнь и творчество. В интервью того времени он заявлял, что должен изменить себя и свои фильмы. Так и случилось — следующая работа Китано «Детки возвращаются» (Kidzu ritan) в корне отличается от предыдущих. Здесь не обошлось без крови, драк и смерти, но язык режиссера в корне изменился. Он стал еще более философским и сентиментальным — в серой обыденности режиссер стал упорно искать красоту и гармонию. В итоге картина «Детки возвращаются» попала в программу Каннского кинофестиваля.

А сразу после этого Такеши Китано порадовал киносообщество едва ли не лучшим фильмом 90-х годов — криминальной драмой «Фейерверк» (Hana-bi), где вновь вернулся к теме взаимоотношений полиции и якудза, рассказав печальную и кровавую историю бывшего копа, самостоятельно воюющего с японскими преступными кланами и заботящегося о своей больной жене. Без наград на мировых фестивалях не обошлось.

Затем был «Кикуджиро» (Kikujiro) — забавная история о великовозрастном бездельнике, помогающем девятилетнему мальчику найти его маму. Надо заметить, что в большинстве своих картин Китано сам исполняет главные роли и «Кикуджиро» — не исключение тому. В образе Кикуджиро актер и режиссер вновь проявил силу своего комедийного таланта — этот странный пройдоха и беспредельщик заставляет зрителя смеяться и грустить одновременно. Картина опять же участвовала на Каннском кинофестивале, но увы — не получила ни одной награды — во всем виноват проказник Дэвид Кроненберг (David Cronenberg), возглавлявший жюри в том году.

Но упорный Китано продолжал атаковать мировые фестивали — и в первую очередь Венецианский. Именно на нем произошли премьеры таких картин как «Куклы» (Dolls) и «Затойчи» (Zatoichi). Первая представляла собой невероятно красивый альманах историй любви, а вторая — историческую сагу о слепом воине, заступнике бедных. В результате «Куклы» остались без наград (хотя были встречены крайне одобрительно), а вот благодаря «Затойчи» Такеши Китано отхватил приз за лучшую режиссуру. Еще бы, многие после этой картины называли Китано едва ли не новым Куросавой.

Обрадованный победой в 2005 режиссер подарил Венеции шуточный сюрприз — комедийную картину «Такешис» (Takeshis’) — рассказывающую о закулисье шоу-бизнеса, в которой высмеял многие тайные стороны индустрии развлечений. А вот чему будет посвящен следующий фильм режиссера — покрыто пеленой тайны. Впрочем, как можно было убедиться — плохого от него ждать не имеет смысла.