Эдуард Асадов стихи о любви

Развитие речи (от 1 года до 2 лет)


12—15 месяцев

Второй год можно назвать «спрашивай — отвечаем». Два основных направления сейчас — это разговор самого малыша и то, что он понимает. В начале второго года ребенок говорит еще очень мало, но понимает практически все. Он произносит первые слова, которые начинаются на согласные — «б» (баба), «к» (киса), «д» (деда) и т. д. Часто произносит только первую часть слова, но уже твердо может выразить свое недовольство словом «нет».

Для того чтобы интерес к речи у ребенка не угасал, продолжайте называть каждый предмет, который присутствует в повседневном его обиходе. Чаще совершайте совместные прогулки, называя те или иные предметы. Называйте то, что больше всего интересует малыша; если он покажет на жука, скажите ему: «Жук». И пусть он повторит: «Жу...» . Тогда согласитесь с ним и ответьте: «Да, это жук». Малыш почувствует, что правильно вас понял, и с большим усердием будет вторить, осваивая новые понятия.

В этом возрасте ребенка можно назвать «маленьким попугаем». Он будет вторить не только вам, но и различным звукам. Малыш будет передразнивать животных и машины, звуки телевизора и радио.

Внимательно отнеситесь к жестам своего ребенка, ему необходимо вам многое сказать, и надо относиться к этому е уважением. Если же вы не будете реагировать на знаки, которые подает вам малыш, заработает «хныкалка». Ребенок привыкнет, что только так он сможет привлечь ваше внимание.

В это же время ребенок может выполнить односложные указания («Принеси печенье!») , так как он уже понимает связь между словами и изображениями-образами.

15—18 месяцев

Ребенок узнает все больше слов. Новые слова он все еще произносит забавно и невнятно, а вот тс, которые знал раньше, проговаривает хорошо. Малыш пробует произносить более сложные слова, а односложные складывает вместе: «бай-бай», «нет-нет». Он ухватывает суть разговора, даже если разговор не касается непосредственно его. Начинает произносить первые предложения: «Я пошел», — и понимает вас даже без жестов. Теперь можете беседовать. Многие слова, которые произносились сотни раз, будут употребляться в беседах. Учите его названию имен и понятий, таких как «горячо», «больно», «холодно».

Пойте вместе, или пусть малыш с вашей помощью жужжит, мяукает или «пикает». Рассматривайте и обсуждайте вместе картинки в книжках, тем самым расширяя кругозор ребенка: «Птичка летит в небе, а рядом облака». Но не говорите слишком быстро и много, делайте паузы, чтобы ребенок мог подумать и понять вашу речь. Разговаривая, смотрите в глаза ребенку и обращайтесь к нему по имени. Не старайтесь особенно исправлять речь ребенка, так как он накапливает информацию и экспериментирует со словами. Старайтесь, чтобы разговор приносил малышу радость, а не был предметом специальных занятий. Чем большее удовольствие ваш ребенок будет получать от общения, тем лучше он научится говорить.

18—24 месяца

Ни дня без нового слова. Малыш учится использовать слова в разных ситуациях и разучивает новые. Ребенок понимает, что у каждого предмета есть свое название, и будет бесконечно спрашивать: «Что это?» . Отвечайте, насколько хватит терпения. Комментируйте занятия при одевании, еде. Ребенок способен произносить вместе с вами глаголы. Также он знает, что каждый предмет имеет свои особенности, сообщайте ему и об этом.

В это время малыш интересуется словами типа «вертолет», «Каракумы», т. е. сообщает вам трудные слова исковерканно. Это забавно. Учитесь понимать своего ребенка, это ему необходимо. Играйте в игры «Назови части тела», «Назови этих людей».

Малыш уже способен выражать радость, грусть возгласами и словами. Он готов обращаться к вам «мама», «папа». Может «приказывать», но это не является приказом. «Иди сюда», «Дай воды» — это никоим образом не означает, что малыш пытается установить свое главенство. Просто малыш еще не умеет обращаться к людям вежливо, и ваша задача состоит в том, чтобы научить его этому. Период в канун второго дня рождения ребенка похож на окончание школы по языку младенца. Хотя предложения до сих пор телеграфные, но они уже полные: «Я хочу больше каши».

Малыш способен полностью выполнить двусложные задания: «Иди на кухню, принеси мне хлеб». И, наконец, он способен выразить свои эмоции: «Мне весело!» или «Мне грустно», используя мимику и жесты.