Родителей всегда радуют успехи малыша. Вот он впервые повернулся со спинки на живот! Сам сел! И, наконец, первые самостоятельные шаги! Радость родителей понятна. Каждое новое движение — свидетельство развития малыша, его возрастающей самостоятельности.
Движения, производимые ребенком первого года жизни, оказывают положительное влияние на его физическое и общее развитие. Если малыш не будет достаточно. Двигаться, то его мышцы и опорно-двигательный аппарат не окрепнут. Совершенствование таких жизненно важных; органов, как сердечно-сосудистая и дыхательная системы, также в большой мере зависит от двигательной активности ребенка. Движения всегда доставляют ему удовольствие, поддерживают положительно-эмоциональное состояние. В овладении новыми движениями (перевернуться со спины на живот, подползти, сесть, встать) младенец проявляет удивительное упорство и настойчивость, учится преодолевать трудности, проявляет самостоятельность. Между общим развитием ребенка и развитием его движений существует взаимосвязь. Чем больше предметов окружающего мира привлекает внимание малыша, чем: чаще и энергичнее тянется он к ним, чем лучше развиты его движения, тем больше он знакомится с окружающим миром и познает его. Но не все движения, доступные ребенку в определенном возрасте, в равной степени полезны ему.
Многие родители считают, что нормально развивающийся ребенок должен к 6 мес. сидеть, и поэтому всячески упражняют его в этом умении: помогают присесть, стараются посадить, поддерживая за руки, или сажают в подушки. Но это можно делать лишь после того, как он будет ползать, самостоятельно садиться, так как, владея всеми этими движениями и находясь в соответствующей обстановке, ребенок легко меняет положение своего тела, не сидит подолгу неподвижно. Длительное сохранение определенной позы вредно для детей всех возрастов, а особенно первого года жизни, так как может привести к искривлению позвоночника, плоскостопию. Неподвижность всегда утомительна для ребенка, так как связана с нагрузкой на одни и те же группы мышц. При долгом сохранении определенной позы замедляется кровообращение. Кроме того, если ребенок умеет только сидеть и не умеет передвигаться, то он не может сам до стать игрушку, приблизиться к ней.
Вот почему в первую очередь надо уделять внимание 1 созданию всех условий для развития у ребенка движений. Наиболее полезны для ребенка первых месяцев его жизни движения, которые подготавливают его к ползанию: умение поднимать и удерживать голову, лежа на животе; перевертываться со спины на живот и с живота на спину — и само ползание.
Ползание — первое движение, при помощи которого ребенок уже в 6—7 мес. может самостоятельно передвигаться. Научившись ползать, он много двигается и занимается игрушками: подползает и берет заинтересовавшие его предметы, ползет за ними, если они откатываются, приближается к ним, чтобы лучше их рассмотреть. Все это расширяет ориентировку малыша в окружающем, поддерживает активную деятельность, радостное настроение.
Когда ребенок ползает, то в движении участвуют многие группы мышц (брюшного пресса, груди, спины, конечностей), что способствует развитию всей мышечной системы. При ползании вес тела поддерживается четырьмя конечностями, в связи с чем исключается возможность искривления ног, отмечаемая иногда у детей, рано начавших ходить. Поэтому не следует опасаться каких-либо вредных последствий, если ребенок начнет рано ползать. Ползание также способствует развитию опорно-двигательного аппарата, формированию характерных для человека изгибов позвоночника. При ползании, как и при других интенсивных движениях, требующих повышенного количества кислорода, энергичнее протекают все физиологические процессы, в первую очередь дыхание и сердечно-сосудистая деятельность, что содействует их совершенствованию, уточняется координация движений и создаются предпосылки для развития умений самостоятельно сесть, встать, стоять, ходить, придерживаясь руками за предметы.
Какие же условия надо создавать для своевременного развития движений младенца, для его достаточной двигательной активности?
Прежде всего, предоставьте ребенку полную возможность свободно двигаться и ни в коем случае не ограничивайте его движения. Уже к концу 1-го — началу 2-го мес. полезно освободить его от пеленок и одеял. Во время бодрствования ребенку можно надеть распашонку, теплую кофточку, плотно прилегающую к шее и к запястьям, и ползунки. В таком костюме (если температура воздуха +20—22°) он не охлаждается и может свободно двигаться. Месяцев до 5—6, пока ребенок не пытается ползать, он может двигаться и играть в кроватке. Но уже с начала второго полугодия надо предоставить ему возможность двигаться на разостланном, на полу одеяле, а к концу года и по всей комнате.
Для младенца первых 3 мес. жизни наиболее полезны движения, которые у него возникают при хорошем настроении. Это так называемый комплекс оживления. С того времени, когда малыш начнет проявлять радость не только улыбкой, блеском глаз, звуками, но и движениями рук и ног, его общая подвижность значительно возрастает. Раньше он наиболее энергично двигался, когда кричал. Теперь же почти в течение всего времени бодрствования, радуясь разговору с ним взрослых, игрушкам, он многократно выпрямляет и сгибает руки и I ноги, прогибает спину. Эти движения являются для него своеобразной гимнастикой, способствующей укреплению и развитию мышечной системы. В результате этих движений характерное для новорожденного напряжение мышц-сгибателей ослабевает: к 2,5—3 мес. ребенок уже не прижимает руки к груди, не сжимает пальчики в кулачки. Он все чаще выпрямляет руки над грудью. Движения его становятся плавными, а не резкими, как это было раньше.
К 2—3 мес. ребенок может поднимать и удерживать голову, лежа на животе и находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Наиболее полезны ему движения в положении на животе.
Класть ребенка на живот следует с 3—5 недель. Лучше это делать не в кровати, а на какой-либо твердой поверхности, предварительно подстелив одеяло. На твердой поверхности ему легче приподнимать голову. Руки малыша, согнутые в локтях, должны быть у него под грудью. Во избежание срыгивания ребенка следует класть на живот до кормления. Оставлять его в этом положении можно до тех нор, пока он будет активно пытаться приподнимать и удерживать голову, а когда начнет уставать, положите его на спину.
Класть малыша на живот рекомендуется регулярно перед каждым кормлением. В то время как вы его переодеваете, подготавливая к еде, дайте ему возможность поупражняться в умении поднимать и удерживать голову.
С 2,5—3 мес., когда ребенок бодрствует уже 1 час — 1 час 30 мин., кладите его на живот не реже 2 раз в течение каждого периода бодрствования: один раз — перед кормлением и второй — перед сном. Если вы делаете это регулярно, к 3 мес. он будет долго удерживать поднятую голову и верхнюю часть корпуса, прогибая при этом спину и опираясь на предплечья.
Следя за заинтересовавшим его предметом, он поворачивается в его сторону, старается выше приподнять голову. При этом совершенствуются его движения, укрепляется мускулатура спины, шеи.
Поднимать и удерживать голову в вертикальном положении корпуса ребенок также учится постепенно и к 3 мес. уже вполне хорошо ее держит. Он улыбается взрослым, следит за окружающим, свободно поворачивает голову из стороны в сторону.
Малыша время от времени надо брать на руки и держать на руках. Это содействует развитию его движений, умению держать голову. Кроме того, ребенок, находясь в вертикальном положении, получает много новых впечатлений и особенно радуется ласковому разговору с ним взрослого. Но делать это надо тогда, когда ребенок находится в радостном настроении. И тогда он не будет плакать, если его положить обратно в кроватку.
В течение первых месяцев у ребенка укрепляются и мышцы ног. Но ставить 2—3-месячного ребенка, даже поддерживая его под мышки, еще рано.
В возрасте от 3—6 мес. большое внимание необходимо уделять развитию движений рук: умению направить руки к видимому предмету, взять и удержать его.
С 2,5—3 мес. у ребенка развивается осязание: он начинает ощупывать одной рукой другую; ощупывать и захватывать все попадающиеся под руку предметы: пеленку, одеяло, угол подушки и др. Зрение его настолько развилось, что он без труда рассматривает предметы, находящиеся на расстоянии его выпрямленных рук. Поэтому теперь игрушку можно уже подвешивать не высоко, как вы это делали раньше, а на такое расстояние, чтобы | ребенок мог ее достать.
Сперва ребенок случайно наталкивается на висящие игрушки. Получаемые им от соприкосновения с игрушкой новые ощущения доставляют ему удовольствие, и он старается повторить движение. Трех-четырехмесячный ребёнок может подолгу сосредоточенно заниматься висящими над его грудью игрушками: он то наталкивается на них руками и следит, как они покачиваются, то захватывает и ощупывает их.
Это очень полезно для малыша, так как содействует! развитию движений рук, знакомит с некоторыми свойствами предметов и, что особенно важно, приучает к самостоятельной игре, поддерживает у него радостное состояние, развивает настойчивость и упорство. Кроме топи ребенок, который много занимается игрушками, обычно! не сосет пальцы.
С 4-—б мес. для ребенка следует подвешивать игрушки, захватывание которых требует более точных движений.
Для своевременного развития у ребенка умений направлять руки к поднесенной ему погремушке, брать и удерживать ее, необходимо упражнять его в этих движениях. До 3 мес. ребенок еще не умеет направить к ней руки, но захватывает погремушку, если ее приложить к его ладони. Первые попытки направить руки и взять поднесенную погремушку возникают у ребенка в возрасте с 3,5—4,5 мес., к 4,5—5 мес. он уже может свободно взять игрушку, которую взрослый держит у него над грудью. Когда ребенок освоит это умение, побуждайте его брать погремушку, находящуюся сбоку или над его лицом. В возрасте от 4,5—6 мес. ребенок учится точно направлять руки к игрушке, доставать и брать предметы, лежа на боку или на животе; к 6 мес. брать в каждую руку по игрушке и одновременно удерживать их.
Когда ребенок умеет уже брать игрушки и заниматься ими, у него возникает новая потребность — достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Если он не может сразу ее взять, то проявляет большую настойчивость, используя все имеющиеся у него движения, и нередко впервые делает новые.
Выполнение ряда важных для малыша движений становится возможным только при условии, если он уже умеет брать и удерживать предметы. Так, например, когда он начинает самостоятельно присаживаться, вставать на ноги, стоять и ходить, держась за опору, он берётся за сетку кровати или перекладину манежа и крепко держится за них.
В возрасте от 3—6 мес. ребенок приучается подолгу лежать на животе, начинает перевертываться со спины на живот и с живота на спину и перемещаться в кроватке. Чтобы развить эти движения, содействующие укреплению мускулатуры, повышению активности ребенка и его хорошему физическому развитию, продолжайте класть его на живот перед каждым кормлением и несколько раз во время бодрствования. Если ребенка систематически класть на живот, то к 5 мес. он сможет долго лежать, опираясь на ладони выпрямленных рук и сильно прогнув спину. Лежа на животе, он следит за окружающими; берет игрушки и занимается ими; стремясь достать игрушку, находящуюся сбоку, несколько передвигается, поворачивая корпус; изгибается, опираясь только на одну руку, и выполняет другие движения. Некоторые дети к 6 мес. становятся на четвереньки. К 5 мес. ребенок обычно уже сам умеет перевертываться на живот. Перевертываться самостоятельно с живота на спину он начинает несколько позже, месяцам к 6. Сначала он перевертывается резким, быстрым движением, но вскоре научается свободно использовать это движение для того, чтобы достать игрушку, проследить взглядом за взрослым. Все эти движения очень полезны ребенку, поддерживают у него радостное состояние и подготавливают его к ползанию.
Упражняя ребенка в умении стоять, можно приподнимать и опускать его, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — под грудь.
В возрасте от 5—6 до 9—10 мес. ребенок становится более подвижным благодаря тому, что он начинает ползать и овладевает движениями, при помощи которых принимает или сохраняет новые положения: сам садится, ложится; придерживаясь руками за сетку кровати, встает и опускается; начинает самостоятельно сидеть, стоять и ходить, все меньше используя опору.
Ребенок, который к 5—6 мес. научился свободно лежать на животе, перевертываться, немного передвигаться, стоять на четвереньках, скоро начинает ползать. Чтобы вызвать у него стремление ползать, надо использовать наиболее привлекательные игрушки. Игрушки следует класть на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев; если он уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние. Для развития первых навыков ползания не годятся игрушки и предметы в форме шариков: они далеко укатываются от легкого прикосновения рук ребенка. Такие игры будут хороши, когда он уже научится ползать.
Побуждая ребенка к ползанию, постарайтесь привлечь его внимание к игрушке, подвигайте ею, погремите. В первый момент, несмотря на все усилия, ребенок не может достать ее. Если ребенку, несмотря на все старания, никак не удается подползти к игрушке, надо ему помочь. С этой целью следует подставить ладонь к его подошвам так, чтобы он мог оттолкнуться. Когда ребенок немного подползет, слегка отодвиньте игрушку. Так повторите несколько раз подряд, после чего предоставьте ему возможность взять игрушку и позаниматься ею.
Ребенок, который своевременно, к 7 мес., начал ползать, легко и быстро научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.
Малыш осваивает эти движения в основном в процессе самостоятельной игры. Занимаясь игрушками или наблюдая за окружающим, он полуприсаживается, опираясь то на одну, то на другую, руку; опускается и опять садится и таким образом постепенно, осваивает эти движения. Вначале он может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо.
К 7—8 мес. малыш начинает, и вставать, стоять и снова садиться, придерживаясь руками за сетку кровати.
Вскоре после того, как ребенок научится вставать на ноги, он начинает переступать вдоль перил кровати и быстро овладевает этими движениями. С 9 мес. его можно упражнять и в умении ходить при поддержке за обе руки.
В возрасте 8—9 мес. ребенок уже способен выполнять и некоторые другие движения: он становится и стоит на коленях; опускается и сидит на корточках, придерживаясь руками. Новая поза и особенно быстрые движения доставляют ребенку удовольствие, при этом он нередко громко смеется.
Если ребенок к 9—10 мес. научился хорошо ползать, свободно вставать, стоять и переступать, придерживаясь за опору, то обычно к 11—13 мес. он начинает самостоятельно ходить. Многим родителям хочется, чтобы их ребенок как можно скорее начал самостоятельно ходить, поэтому они часто подолгу водят его. Этого делать не следует. Ранняя самостоятельная ходьба может вызвать плоскостопие и другие нарушения опорно-двигательного аппарата.
Для своевременного развития движений самое главное — предоставить ребенку возможность свободно передвигаться, в частности побольше ползать. Некоторые родители не спускают малыша на пол, так как боятся за него. Но по этой причине не стоит держать его все время в кровати. Лучше создать соответствующие условия: ящики и дверцы шкафов закрыть, ключи вынуть. Когда ребенка что-либо особенно интересует, он проявляет значительную настойчивость в достижении цели.
Многие дети начинают стоять без опоры, когда стараются выполнить определенные действия с игрушкой. Вначале ребенок стоит, не держась, всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору. Но это новое трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стула, за которые держался, и постепенно научается длительно, устойчиво стоять без опоры. Если ребенку уже около года, он крепкий, здоровый, давно и хорошо ползает, встает, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью на несколько секунд оставляйте его без поддержки и внимательно следите, чтобы он не упал.
Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги, еще не умея устойчиво стоять. Сперва он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, удерживая равновесие. Покачнувшись, он опускается на пол. К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, вставать и опускаться, ни за что, не придерживаясь руками.
В 9—10 мес. ребенок уже может ходить, придерживаясь за стену руками, а затем начинает, и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно Один-два шага.
Нередко родители используют ходунки для того, чтобы помочь ребенку научиться ходить. Этого делать не следует. Ребенку они мешают учиться самостоятельно ходить. Малыш, поставленный в ходунки, не может опуститься и поползти, когда устанет ходить. Он длительное время вынужден ходить или сидеть, что для него вредно. Кроме того, находясь в ходунках, он привыкает ходить, сильно наклонившись вперед, что мешает ему учиться сохранять равновесие и вертикальное положение корпуса.
Ребенок, который достаточно много ползает, быстро крепнет, движения у него становятся координированными, и к году он начинает самостоятельно ходить.
Родителей обычно интересует: можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки? Водить можно, но не следует чрезмерно увлекаться этим. Надо следить, чтобы ребенок не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.
Когда ребенок, теряя равновесие, покачнется, придержите его мягким движением, не вскрикивайте при этом, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.
Родителей всегда радуют успехи малыша. Вот он впервые повернулся со спинки на живот! Сам сел! И, наконец, первые самостоятельные шаги! Радость родителей понятна. Каждое новое движение — свидетельство развития малыша, его возрастающей самостоятельности.
Движения, производимые ребенком первого года жизни, оказывают положительное влияние на его физическое и общее развитие. Если малыш не будет достаточно. Двигаться, то его мышцы и опорно-двигательный аппарат не окрепнут. Совершенствование таких жизненно важных; органов, как сердечно-сосудистая и дыхательная системы, также в большой мере зависит от двигательной активности ребенка. Движения всегда доставляют ему удовольствие, поддерживают положительно-эмоциональное состояние. В овладении новыми движениями (перевернуться со спины на живот, подползти, сесть, встать) младенец проявляет удивительное упорство и настойчивость, учится преодолевать трудности, проявляет самостоятельность. Между общим развитием ребенка и развитием его движений существует взаимосвязь. Чем больше предметов окружающего мира привлекает внимание малыша, чем: чаще и энергичнее тянется он к ним, чем лучше развиты его движения, тем больше он знакомится с окружающим миром и познает его. Но не все движения, доступные ребенку в определенном возрасте, в равной степени полезны ему.
Многие родители считают, что нормально развивающийся ребенок должен к 6 мес. сидеть, и поэтому всячески упражняют его в этом умении: помогают присесть, стараются посадить, поддерживая за руки, или сажают в подушки. Но это можно делать лишь после того, как он будет ползать, самостоятельно садиться, так как, владея всеми этими движениями и находясь в соответствующей обстановке, ребенок легко меняет положение своего тела, не сидит подолгу неподвижно. Длительное сохранение определенной позы вредно для детей всех возрастов, а особенно первого года жизни, так как может привести к искривлению позвоночника, плоскостопию. Неподвижность всегда утомительна для ребенка, так как связана с нагрузкой на одни и те же группы мышц. При долгом сохранении определенной позы замедляется кровообращение. Кроме того, если ребенок умеет только сидеть и не умеет передвигаться, то он не может сам до стать игрушку, приблизиться к ней.
Вот почему в первую очередь надо уделять внимание 1 созданию всех условий для развития у ребенка движений. Наиболее полезны для ребенка первых месяцев его жизни движения, которые подготавливают его к ползанию: умение поднимать и удерживать голову, лежа на животе; перевертываться со спины на живот и с живота на спину — и само ползание.
Ползание — первое движение, при помощи которого ребенок уже в 6—7 мес. может самостоятельно передвигаться. Научившись ползать, он много двигается и занимается игрушками: подползает и берет заинтересовавшие его предметы, ползет за ними, если они откатываются, приближается к ним, чтобы лучше их рассмотреть. Все это расширяет ориентировку малыша в окружающем, поддерживает активную деятельность, радостное настроение.
Когда ребенок ползает, то в движении участвуют многие группы мышц (брюшного пресса, груди, спины, конечностей), что способствует развитию всей мышечной системы. При ползании вес тела поддерживается четырьмя конечностями, в связи с чем исключается возможность искривления ног, отмечаемая иногда у детей, рано начавших ходить. Поэтому не следует опасаться каких-либо вредных последствий, если ребенок начнет рано ползать. Ползание также способствует развитию опорно-двигательного аппарата, формированию характерных для человека изгибов позвоночника. При ползании, как и при других интенсивных движениях, требующих повышенного количества кислорода, энергичнее протекают все физиологические процессы, в первую очередь дыхание и сердечно-сосудистая деятельность, что содействует их совершенствованию, уточняется координация движений и создаются предпосылки для развития умений самостоятельно сесть, встать, стоять, ходить, придерживаясь руками за предметы.
Какие же условия надо создавать для своевременного развития движений младенца, для его достаточной двигательной активности?
Прежде всего, предоставьте ребенку полную возможность свободно двигаться и ни в коем случае не ограничивайте его движения. Уже к концу 1-го — началу 2-го мес. полезно освободить его от пеленок и одеял. Во время бодрствования ребенку можно надеть распашонку, теплую кофточку, плотно прилегающую к шее и к запястьям, и ползунки. В таком костюме (если температура воздуха +20—22°) он не охлаждается и может свободно двигаться. Месяцев до 5—6, пока ребенок не пытается ползать, он может двигаться и играть в кроватке. Но уже с начала второго полугодия надо предоставить ему возможность двигаться на разостланном, на полу одеяле, а к концу года и по всей комнате.
Для младенца первых 3 мес. жизни наиболее полезны движения, которые у него возникают при хорошем настроении. Это так называемый комплекс оживления. С того времени, когда малыш начнет проявлять радость не только улыбкой, блеском глаз, звуками, но и движениями рук и ног, его общая подвижность значительно возрастает. Раньше он наиболее энергично двигался, когда кричал. Теперь же почти в течение всего времени бодрствования, радуясь разговору с ним взрослых, игрушкам, он многократно выпрямляет и сгибает руки и I ноги, прогибает спину. Эти движения являются для него своеобразной гимнастикой, способствующей укреплению и развитию мышечной системы. В результате этих движений характерное для новорожденного напряжение мышц-сгибателей ослабевает: к 2,5—3 мес. ребенок уже не прижимает руки к груди, не сжимает пальчики в кулачки. Он все чаще выпрямляет руки над грудью. Движения его становятся плавными, а не резкими, как это было раньше.
К 2—3 мес. ребенок может поднимать и удерживать голову, лежа на животе и находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Наиболее полезны ему движения в положении на животе.
Класть ребенка на живот следует с 3—5 недель. Лучше это делать не в кровати, а на какой-либо твердой поверхности, предварительно подстелив одеяло. На твердой поверхности ему легче приподнимать голову. Руки малыша, согнутые в локтях, должны быть у него под грудью. Во избежание срыгивания ребенка следует класть на живот до кормления. Оставлять его в этом положении можно до тех нор, пока он будет активно пытаться приподнимать и удерживать голову, а когда начнет уставать, положите его на спину.
Класть малыша на живот рекомендуется регулярно перед каждым кормлением. В то время как вы его переодеваете, подготавливая к еде, дайте ему возможность поупражняться в умении поднимать и удерживать голову.
С 2,5—3 мес., когда ребенок бодрствует уже 1 час — 1 час 30 мин., кладите его на живот не реже 2 раз в течение каждого периода бодрствования: один раз — перед кормлением и второй — перед сном. Если вы делаете это регулярно, к 3 мес. он будет долго удерживать поднятую голову и верхнюю часть корпуса, прогибая при этом спину и опираясь на предплечья.
Следя за заинтересовавшим его предметом, он поворачивается в его сторону, старается выше приподнять голову. При этом совершенствуются его движения, укрепляется мускулатура спины, шеи.
Поднимать и удерживать голову в вертикальном положении корпуса ребенок также учится постепенно и к 3 мес. уже вполне хорошо ее держит. Он улыбается взрослым, следит за окружающим, свободно поворачивает голову из стороны в сторону.
Малыша время от времени надо брать на руки и держать на руках. Это содействует развитию его движений, умению держать голову. Кроме того, ребенок, находясь в вертикальном положении, получает много новых впечатлений и особенно радуется ласковому разговору с ним взрослого. Но делать это надо тогда, когда ребенок находится в радостном настроении. И тогда он не будет плакать, если его положить обратно в кроватку.
В течение первых месяцев у ребенка укрепляются и мышцы ног. Но ставить 2—3-месячного ребенка, даже поддерживая его под мышки, еще рано.
В возрасте от 3—6 мес. большое внимание необходимо уделять развитию движений рук: умению направить руки к видимому предмету, взять и удержать его.
С 2,5—3 мес. у ребенка развивается осязание: он начинает ощупывать одной рукой другую; ощупывать и захватывать все попадающиеся под руку предметы: пеленку, одеяло, угол подушки и др. Зрение его настолько развилось, что он без труда рассматривает предметы, находящиеся на расстоянии его выпрямленных рук. Поэтому теперь игрушку можно уже подвешивать не высоко, как вы это делали раньше, а на такое расстояние, чтобы | ребенок мог ее достать.
Сперва ребенок случайно наталкивается на висящие игрушки. Получаемые им от соприкосновения с игрушкой новые ощущения доставляют ему удовольствие, и он старается повторить движение. Трех-четырехмесячный ребёнок может подолгу сосредоточенно заниматься висящими над его грудью игрушками: он то наталкивается на них руками и следит, как они покачиваются, то захватывает и ощупывает их.
Это очень полезно для малыша, так как содействует! развитию движений рук, знакомит с некоторыми свойствами предметов и, что особенно важно, приучает к самостоятельной игре, поддерживает у него радостное состояние, развивает настойчивость и упорство. Кроме топи ребенок, который много занимается игрушками, обычно! не сосет пальцы.
С 4—б мес. для ребенка следует подвешивать игрушки, захватывание которых требует более точных движений.
Для своевременного развития у ребенка умений направлять руки к поднесенной ему погремушке, брать и удерживать ее, необходимо упражнять его в этих движениях. До 3 мес. ребенок еще не умеет направить к ней руки, но захватывает погремушку, если ее приложить к его ладони. Первые попытки направить руки и взять поднесенную погремушку возникают у ребенка в возрасте с 3,5—4,5 мес., к 4,5—5 мес. он уже может свободно взять игрушку, которую взрослый держит у него над грудью. Когда ребенок освоит это умение, побуждайте его брать погремушку, находящуюся сбоку или над его лицом. В возрасте от 4,5—6 мес. ребенок учится точно направлять руки к игрушке, доставать и брать предметы, лежа на боку или на животе; к 6 мес. брать в каждую руку по игрушке и одновременно удерживать их.
Когда ребенок умеет уже брать игрушки и заниматься ими, у него возникает новая потребность — достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Если он не может сразу ее взять, то проявляет большую настойчивость, используя все имеющиеся у него движения, и нередко впервые делает новые.
Выполнение ряда важных для малыша движений становится возможным только при условии, если он уже умеет брать и удерживать предметы. Так, например, когда он начинает самостоятельно присаживаться, вставать на ноги, стоять и ходить, держась за опору, он берётся за сетку кровати или перекладину манежа и крепко держится за них.
В возрасте от 3—6 мес. ребенок приучается подолгу лежать на животе, начинает перевертываться со спины на живот и с живота на спину и перемещаться в кроватке. Чтобы развить эти движения, содействующие укреплению мускулатуры, повышению активности ребенка и его хорошему физическому развитию, продолжайте класть его на живот перед каждым кормлением и несколько раз во время бодрствования. Если ребенка систематически класть на живот, то к 5 мес. он сможет долго лежать, опираясь на ладони выпрямленных рук и сильно прогнув спину. Лежа на животе, он следит за окружающими; берет игрушки и занимается ими; стремясь достать игрушку, находящуюся сбоку, несколько передвигается, поворачивая корпус; изгибается, опираясь только на одну руку, и выполняет другие движения. Некоторые дети к 6 мес. становятся на четвереньки. К 5 мес. ребенок обычно уже сам умеет перевертываться на живот. Перевертываться самостоятельно с живота на спину он начинает несколько позже, месяцам к 6. Сначала он перевертывается резким, быстрым движением, но вскоре научается свободно использовать это движение для того, чтобы достать игрушку, проследить взглядом за взрослым. Все эти движения очень полезны ребенку, поддерживают у него радостное состояние и подготавливают его к ползанию.
Упражняя ребенка в умении стоять, можно приподнимать и опускать его, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — под грудь.
В возрасте от 5—6 до 9—10 мес. ребенок становится более подвижным благодаря тому, что он начинает ползать и овладевает движениями, при помощи которых принимает или сохраняет новые положения: сам садится, ложится; придерживаясь руками за сетку кровати, встает и опускается; начинает самостоятельно сидеть, стоять и ходить, все меньше используя опору.
Ребенок, который к 5—6 мес. научился свободно лежать на животе, перевертываться, немного передвигаться, стоять на четвереньках, скоро начинает ползать. Чтобы вызвать у него стремление ползать, надо использовать наиболее привлекательные игрушки. Игрушки следует класть на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев; если он уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние. Для развития первых навыков ползания не годятся игрушки и предметы в форме шариков: они далеко укатываются от легкого прикосновения рук ребенка. Такие игры будут хороши, когда он уже научится ползать.
Побуждая ребенка к ползанию, постарайтесь привлечь его внимание к игрушке, подвигайте ею, погремите. В первый момент, несмотря на все усилия, ребенок не может достать ее. Если ребенку, несмотря на все старания, никак не удается подползти к игрушке, надо ему помочь. С этой целью следует подставить ладонь к его подошвам так, чтобы он мог оттолкнуться. Когда ребенок немного подползет, слегка отодвиньте игрушку. Так повторите несколько раз подряд, после чего предоставьте ему возможность взять игрушку и позаниматься ею.
Ребенок, который своевременно, к 7 мес., начал ползать, легко и быстро научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.
Малыш осваивает эти движения в основном в процессе самостоятельной игры. Занимаясь игрушками или наблюдая за окружающим, он полуприсаживается, опираясь то на одну, то на другую, руку; опускается и опять садится и таким образом постепенно, осваивает эти движения. Вначале он может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо.
К 7—8 мес. малыш начинает, и вставать, стоять и снова садиться, придерживаясь руками за сетку кровати.
Вскоре после того, как ребенок научится вставать на ноги, он начинает переступать вдоль перил кровати и быстро овладевает этими движениями. С 9 мес. его можно упражнять и в умении ходить при поддержке за обе руки.
В возрасте 8—9 мес. ребенок уже способен выполнять и некоторые другие движения: он становится и стоит на коленях; опускается и сидит на корточках, придерживаясь руками. Новая поза и особенно быстрые движения доставляют ребенку удовольствие, при этом он нередко громко смеется.
Если ребенок к 9—10 мес. научился хорошо ползать, свободно вставать, стоять и переступать, придерживаясь за опору, то обычно к 11—13 мес. он начинает самостоятельно ходить. Многим родителям хочется, чтобы их ребенок как можно скорее начал самостоятельно ходить, поэтому они часто подолгу водят его. Этого делать не следует. Ранняя самостоятельная ходьба может вызвать плоскостопие и другие нарушения опорно-двигательного аппарата.
Для своевременного развития движений самое главное — предоставить ребенку возможность свободно передвигаться, в частности побольше ползать. Некоторые родители не спускают малыша на пол, так как боятся за него. Но по этой причине не стоит держать его все время в кровати. Лучше создать соответствующие условия: ящики и дверцы шкафов закрыть, ключи вынуть. Когда ребенка что-либо особенно интересует, он проявляет значительную настойчивость в достижении цели.
Многие дети начинают стоять без опоры, когда стараются выполнить определенные действия с игрушкой. Вначале ребенок стоит, не держась, всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору. Но это новое трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стула, за которые держался, и постепенно научается длительно, устойчиво стоять без опоры. Если ребенку уже около года, он крепкий, здоровый, давно и хорошо ползает, встает, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью на несколько секунд оставляйте его без поддержки и внимательно следите, чтобы он не упал.
Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги, еще не умея устойчиво стоять. Сперва он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, удерживая равновесие. Покачнувшись, он опускается на пол. К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, вставать и опускаться, ни за что, не придерживаясь руками.
В 9—10 мес. ребенок уже может ходить, придерживаясь за стену руками, а затем начинает, и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно Один-два шага.
Нередко родители используют ходунки для того, чтобы помочь ребенку научиться ходить. Этого делать не следует. Ребенку они мешают учиться самостоятельно ходить. Малыш, поставленный в ходунки, не может опуститься и поползти, когда устанет ходить. Он длительное время вынужден ходить или сидеть, что для него вредно. Кроме того, находясь в ходунках, он привыкает ходить, сильно наклонившись вперед, что мешает ему учиться сохранять равновесие и вертикальное положение корпуса.
Ребенок, который достаточно много ползает, быстро крепнет, движения у него становятся координированными, и к году он начинает самостоятельно ходить.
Родителей обычно интересует: можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки? Водить можно, но не следует чрезмерно увлекаться этим. Надо следить, чтобы ребенок не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.
Когда ребенок, теряя равновесие, покачнется, придержите его мягким движением, не вскрикивайте при этом, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.