«Жизнь — абсурд!», — так утверждал писатель Сергей Довлатов. На это намекали создатели фильма «Форрест Гамп». Помните момент из этого фильма, когда туповатый рядовой Гамп быстрее всех собрал винтовку, его сержант орет в восторге: «Это рекорд по роте. Черт возьми, Гамп! Ты гений! У тебя IQ — 140. Ты станешь генералом!» При этом у самого Форреста этот самый уровень интеллектуальности чуть ли не ниже 50. То есть, по американским меркам, он даже не кретин, а суперкретин. Как видите, многое зависит от субъективного мнения. Ведь говорят же, что дурак — это просто человек не на своем месте. В непогрешимости тестов на IQ уже давно сомневаются.
Однако американцы уже почти сотню лет используют тест на проверку интеллектуальности. Экспериментальный материал по применению этой технологии накоплен огромный. Сегодня в психодиагностической практике используется уже четвертая редакция шкалы. Но, как это ни парадоксально, по сей день нет исчерпывающего объяснения, что такое «интеллект» и «интеллектуальность». Сейчас Международный клуб Mensa International опубликовал список десяти членов своего американского отделения, обладающих наибольшим коэффициентом интеллекта за всю историю существования клуба. Созданный в 1946 г., он объединяет самых-самых высоколобых людей. В настоящий момент членами клуба являются более 100 тыс. человек из 100 стран мира.
В десятку рекордсменов по IQ попали актриса Джина Дэвис, художник Скотт Адамс, писательница и профессор Принстонского университета Джойс Кэрол Оутс и лингвист Ричард Ледерер. Выяснилось, что гроза и ужас Саддама Хусейна — генерал Норман Шварцкопф — тоже не простой солдафон, а практически военный гений. Недаром же он руководил операцией «Буря в пустыне». Могучим интеллектом также обладает пианистка Патрисиа Дженнингс, знаменитый дизайнер и архитектор Бакминстер Фуллер, журналистка и обладательница мирового рекорда по IQ Мэрилин Саван, писатель-фантаст Айзек Азимов, и, наконец, звезда «мыльных опер» Алан Рэйчинс.
Вероятно, опубликованный список вызовет бурю дебатов и дискуссий. Такое уже бывало не раз. Основой теста по определению уровня интеллекта является способность человека решать на скорость несложные задачи. Обязательное условие — без какой-либо предварительной подготовки. Но эта, казалось бы, простая методика тянет за собой такой шлейф последствий (и биологических, и социальных), что иногда приводит к жестоким спорам. Так, в 1994 г. в свет вышла книги Р.Хернстайна и Ч.Мюррея «Колоколообразная кривая». В ней речь идет о кривой нормального статистического распределения величины IQ, измеренной у достаточно большой группы людей. Вот что получается. Все американское общество по степени познавательной способности (cognitively) авторы разделили на пять классов: I — очень высокая (IQ = 125-150, таковых американцев — 5 %, то есть 12,5 млн человек); II — высокая (110-125, их 20% — 50 млн); III — нормальная (90-110, 50% — 125 млн); IV — низкая (75-90, 20% — 50 млн) и V — очень низкая (50-75, 5% — 12,5 миллиона). Вот тут-то и начинается самое интересное.
Оказалось, что у родителей с низким IQ (V класс) дети становятся бедными в 15 раз чаще, чем у пап и мам с высоким IQ (I класс). Дети с низким IQ значительно чаще бросают школу, недоучившись. Среди лиц с низким IQ значительно больше и тех, кто не может или не хочет найти работу. Средний IQ y нарушителей закона равен 90, но у преступников-рецидивистов он еще ниже. С IQ связаны и демографические проблемы: у женщин с высоким IQ (I и II классы) детей меньше, и они заводят их позже, чем женщины с низким IQ.
Мало того, только 0,1% средств, выделяемых правительством США на систему образования, идут на обучение особо одаренных школьников, а вот на обучение двоечников-троечников тратится 92%. Сами американцы признают, что качество школьного образования неуклонно снижается.
Если все население Америки имеет средний IQ, равный 100, то для черных он равен 85, а для белых — 105. Тут как понимаете, попахивает расизмом.
Хотя задания теста IQ весьма разнообразны, измеряет он в первую очередь так называемый вербальный интеллект, связанный с деятельностью левого полушария мозга. А вот прочие аспекты, как, например, образное правополушарное мышление, практически не затрагивает.
Некоторые исследователи приходят к выводу, что зависимость IQ от генов составляет около 80%. И вообще его можно использовать только для самой приблизительной оценки интеллектуальных способностей. IQ это далеко не истина. Впрочем, тест на IQ — настолько мощный и непредсказуемый в социальном плане инструмент, что тут приходится делать множество поправок и оговорок.