На улице около 100 градусов по Фаренгейту, на Родео Драйв в Беверли Хиллс плавится асфальт. Несмотря на жару, в новом бутике Прада как минимум три женщины-продавца одеты в широкие юбки в стиле 50-х, шерстяные носки и туфли на высоченных каблуках. Почему?
Ответ прост — все дело в Миучче Прада, в женщине, которую в течение последних 20 лет считают самым строгим босом в мире моды. Миучча Прада лично приезжала для открытия «Эпицентра» (так называется новый бутик), проект которого был разработан авангардным датским архитектором Ремом Коолаасом. Сейчас госпожа Прада уже не носит черные носки, но это не значит, что и продавщицам позволено от них отказаться. На первый взгляд, Миучча Прада в свои 50 с небольшим лет выглядит достаточно странно, но отнюдь не отталкивающе. Но потом замечаешь, что она одета просто, в классическом стиле, и который ей и удается переносить на все модели выпускающиеся под маркой Прада.
Миучча Прада создает одежду на грани плохого и хорошего вкуса, такую одежду, которая на подиуме вызывает недоумение, при появлении в магазинах, начинает уже нравится, а когда вы приобретаете что-то для своего гардероба (если вы, конечно, достаточно обеспеченный человек), вы понимаете, что это верх совершенства. Тогда эта вещь превращается в то пальто, платье или туфли, которые вы искали всю свою жизнь.
Как сказал британский дизайнер Лоренс Стил, который некогда работал с Прада в качестве ассистента: «Это как радиоволна. Вы должны суметь настроитьсяна эту волну. И уж если вы осознаете, что она делает, то захотите это купить. Потому что никто больше не сможет создать подобное».
Сама Миучча Прада говорит об этом так: «То, что для меня хороший вкус, для большинства людей — ужасно, и наоборот. Иногда, когда я действительно играю на грани плохого вкуса, людям нравится это, а некоторые думают, что это просто отсутствие вкуса. Но если у вас натренированный глаз, как говорят итальянцы, вы сразу же определите, что в моде огромная свобода выбора, огромное количество комбинаций и возможностей».
Ну, а если у вас не натренированный глаз? Разве смысл такого известного лейбла как Прада, не в том, чтобы предлагать богатым клиентам одежду, являющуюся верхом хорошего вкуса? Миучча вздыхает и делает долгую паузу: «Да нет, я не верю в это. Я думаю, либо вы заинтересованы в моде, и у вас есть свой собственный стиль, полностью подходящий вам и отражающий ваше мироощущение, либо... Мне кажется, невозможно одеть кого-либо, если этот человек не чувствует, что он носит». Да, это, конечно, плохая новость для того, кто только что купил пальто с блестящими и прозрачными бусинами за 16 800 фунтов стерлингов, а сам думает, что похож на чучело в пижаме.
Миучча бегло говорит по-английски, но с сильным итальянским акцентом, и в ходе беседы представляет нам занятную смесь из интеллектуальности, материнской теплоты и своеобразного юмора. Но в какой-то момент она становится очень профессиональна и серьезна: «Я всегда знаю, что принесет коммерческую выгоду. Если мне нравится, я это делаю, не нравится — не делаю. И после двух-трех коллекций, которые привлекают всеобщее внимание, мне сразу же хочется сделать нечто, что .... (она хитро улыбается) вызовет обратную реакцию».
Миучча Прада , как вы уже могли сами догадаться, можно назвать странной женщиной, но эта ее странность в мире высокой моды выливается в уникальный талант. Как-то раз она заявила, что хотела бы стать «Карлом Марксом или Альбертом Швайцером или кем-то, действительно полезным для человечества». Она всю жизнь занималась длиной юбок, сумками, новинками следующего сезона, но спросите ее, что она сама носит, и она ответит: «Тяжелые мужские ботинки, юбку, рубашку, свитер с V-образным вырезом. В Италии это называют «racchia», что означает скучное. До ужаса скучное». Она широко улыбается, ее глаза блестят. «Да. Мне это нравится. Я люблю одеваться, как монашка. В этой одежде чувствуешь себя так расслабленно. Это скорее мужской стиль».
Как и большинство девочек, Миучча начала экспериментировать с одеждой, еще когда была подростком, но мотивации ее были необычны, если не сказать больше: «Когда мне было 14 лет, я носила все, что хотела. И меня это приводило в восторг. (Она смеется). Одежда хиппи. Этническая одежда. Футуристическая одежда. Меня всегда интересовало, во что я одета, но я никогда не задумывалась, идет мне та или иная вещь или нет. Я никогда не смотрела в зеркало, чтобы определить, уместно ли я выгляжу в данной конкретной обстановке. Скорее всего, я выглядела ужасно». Миучча думает и говорит о своем деле, как архитектор или концептуальный художник, и это именно она привнесла такой мыслительный подход в дело своей семьи.
В 1913 году итальянец Марио Прада- дедушка Миуччи основал в Милане небольшую фирму по производству и продаже дамских сумок, чемоданов и аксессуаров из кожи. Миучча стала там работать с 1971 года. Она изучала политику и никогда не думала о карьере дизайнера, позже увлеклась пантомимой («В то время надо было обязательно заниматься чем-то необычным»). Но к своей новой работе она приступила с удовольствием.
Сначала она создала серию сумок из высокотехнологичного нейлона, которые, на первый взгляд, выглядели как самые обыкновенные сумки, но которые сразу же были признаны миром моды необычными и были немедленно раскуплены, несмотря на высокую стоимость. Прада сразу же привлек всеобщее внимание и вдруг стал лейблом, а не просто фирмой.
Но самое большое внимание этому лэйблу оказал Патрицио Бертелли (Patrizio Bertelli), предприниматель, которого Миучча встретила в 1978 года на торговой ярмарке, и которого она обвинила в копировании ее сумок. Позже они стали сотрудничать, во всех смыслах этого слова, и 9 лет спустя поженились. Бертелли часто шутит по этому поводу: «Миучча была таким первоклассным работником и дизайнером, что я сразу решил, что для нашего будущего дешевле на ней жениться».
В 1988 году под лейблом Прада стала выпускаться одежда, а в 90-х этот дом моды стал одним из самых могущественных в мире моды. Уникальный первоклассный бренд Миуччи здорово соответствовал духу этого десятилетия, называемому «скрытый достаток». Как она об этом говорит, «Прада нашептывает, а не выкрикивает. Если вы носите мою одежду и хотите, чтобы это заметили другие люди, у вас есть такой шанс. А если вам этого не надо, то никто этого и не заметит».
Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, Прада остается элитным лейблом, а с другой стороны, не признает навешивание ярлыков, и в результате привлекает многих женщин, которые не переступили бы и порог других бутиков. Как это объясняет сама Миучча Прада? «Я — женщина, в отличие от многих других домов мод, где во главе стоят мужчины. И я делаю то, что мне нравится, думаю, это срабатывает , и другие женщины чувствуют это. Женщина-дизайнер создает то, что она сама бы одела, что она знает и понимает. Просто создать три сложных платья для трех снобов мне не интересно: да это и продать сложнее».
Хотя Миучча и опровергает общепризнанное мнение о том, что реальным главой Прада является Бертелли, она признает, что она — лишь генератор идей, а реализует эти идеи ее муж. И никто не оспорит тот факт, что они оба в постоянной борьбе: Миучча борется со своим мужем, а тот, в свою очередь, со всеми, но особенно со своей женой. Иногда они даже бросают друг в друга что попадется под руку во время ссор.
Миучча признается, что в последнее время они стараются видеться во время дня как можно реже, дожидаясь вечера, когда они вместе поедут в их миланскую квартиру, в дом, в котором Миучча прожила всю свою жизнь, к своим сыновьям-подросткам (их двое), где они проводят свое время достаточно буднично. Миучча говорит, что у нее мало друзей, которые относятся к миру моды. На вопрос о том, необходимо ли ей путешествовать, чтобы получить новые впечатления, идеи, она приходит в крайнее возбуждение: «У меня нет никаких предпочтений. Ненавижу это. Ненавижу все клише и штампы дизайнеров. И стараюсь избежать этих клише».
Создается впечатление, что Миучча Прада многого не принимает в мире моды. Она делает недовольное лицо, говоря, например, о признании той или иной коллекции звездами: «Не люблю одевать конкретное лицо. Для этого надо слишком много знать о человеке, знать, почему он хочет одеваться именно так». Хотя незадолго до этого в ее новом магазинчике проходила вечеринка, на которой были Брэд Питт (Brad Pitt) и Дженнифер Анистон (Jennifer Aniston), Роберт де Ниро (Robert De Niro) и многие другие звезды.
«...Я всегда говорю коллегам: «Не одевайте конкретного человека!». Мне нравится, когда они что-то выбирают для себя и им это нравится, но не люблю специально что-то для кого-то создавать, чтобы сделать приятное. Не хочется терять чувство собственного достоинства. Правда, когда они просят, я не могу сказать «нет». Но я ненавижу такие ситуации».
За последние годы тема денег стала деликатной для Прада. В конце 90-х Бертелли скупил несколько лейблов (Жиль Сандер (Jil Sander), Хельмут Лэнг (Helmut Lang)), что явно было попыткой сравняться с мастодонтом мира моды LVMH, владельцем Луи Виттон(Louis Vuitton) и Живанши (Givenchy). Часть средств Бертелли разместил в акциях, которые намеревался распродать к концу сентября 2001 г. Однако в итоге долг компании составил 1,7 миллиардов евро. Бертелли считает, что в конце этого года долг сократится вдвое, и обещает, что акции, в конце концов, будут размещены в 2005 г. В любом случае, этот период можно назвать кризисным для Прада.
Разговаривая с женой Бертелли в новом шикарном магазине, сложно говорить о тяжелом экономическом положении компании. В одном супруги сходятся: нельзя экономить на архитектуре (это уже третий роскошный бутик, и Прада не разглашает его реальную стоимость), на искусстве (эта семья обладает одной из самых крупных коллекций современной живописи в Италии) и, говоря только о Бертелли, на яхтах (его яхта Luna Rossa стоит 10 млн. фунтов).