Эдуард Асадов стихи о любви

Анализ иголки сделал дикобраза Будду девочкой


Когда новорождённый — это дикобраз, установить пол «младенца» — колючая задача. На это дело может потребоваться полгода. А в одном американском зоопарке с помощью генетики управились за 4 недели. Выяснилось, что дикобраз по имени Будда — девочка.

Примерно месяц тому назад в Национальном зоопарке США (National Zoological Park) впервые родился в неволе цепкохвостый дикобраз (Coendou prehensilis).

Для сотрудников зоосада это стало волнительным событием. Однако, наряду с восхищением, ветеринаров терзало любопытство — мальчик или девочка? Кстати, почему они не могли подождать — куда торопиться-то? — до конца не ясно.

«Обычно, когда детёныши появляются на свет, мы первым делом осматриваем глаза, уши, нос, горло. Если они в порядке, то пытаемся определить пол», — рассказывает главный ветеринар зоопарка доктор Сьюзен Мюррей (Suzan Murray). — Но это наш первый цепкохвостый дикобраз, и мы не смогли установить пол по внешним признакам».

Хранитель парка Делл Гульельмо (Dell Guglielmo), который заботится о Будде и её родителях, объяснил: половые органы у младенцев не видимы, и более-менее чёткие различия можно разглядеть лишь спустя шесть месяцев. До этого момента внешне они подобны у обоих полов.

Детёныши дикобраза рождаются не с иглами, а с волосиками. По мере взросления в течение первого года жизни волосы выпадают, и дикобразы «выращивают» острые иголки.

Будда родилась с мягким мехом и, в конечном счёте, появились крошечные иглы, которые постепенно должны окрепнуть.

Конечно, кое-какие способы для определения пола существуют, например, это можно попытаться сделать по образцам фекалий.

Но в данном случае результатов не дало даже пальпирование области между задним проходом и органом. Поэтому потребовалось вмешательство штатного генетика.

Доктор Иисус Молдонадо (Jesus Maldonado) взялся за дело с энтузиазмом. С профессиональной точки зрения его заинтересовало, могут ли образцы ДНК, извлечённые из игл, обеспечить учёных такой же информацией, как пробы, взятые с волос.

«Эта генетическая процедура относительно нова, к тому же я никогда не работал с дикобразом, — сообщил Молдонадо, который ранее извлекал образцы ДНК у диких африканских слонов, волков и лис. — Проверять теорию практически вслепую было захватывающе».

Для начала доктор решил поэкспериментировать с родителями Будды, чтобы узнать, возможна ли такая процедура в принципе. Ведь процесс не так прост, как в случае с ДНК человека — геном дикобраза пока не расшифрован.

«Самую близкую последовательность мы нашли у свиньи», — объяснил помощник генетика Эндрю Ривара (Andrew Rivara).

В конечном счёте, ДНК новорождённого была извлечена из маленьких образцов ткани, взятых из белого наконечника иглы. И процедура эта не травмировала маленького дикобраза.

Длившийся всего четыре дня анализ дал ответ — девочка. «Результаты на экране компьютера были настолько ясны, что я почувствовал себя на седьмом небе от счастья», — радуется Ривара.

Молдонадо, в свою очередь, сообщил, что Будда станет частью обучающей программы, которая предоставит исследователям информацию о генетике, данные по экологии, медицине и репродукции.

Заявлено также, что «ДНК из иглы» станет новым инструментом и позволит расширить познания учёных в области физиологии животных.

Между тем, у Молдонадо и его команды вскоре может появиться возможность закрепить успех: 2-летняя мать, возможно, снова беременна — у дикобразов зачатие может произойти через несколько часов после родов. Однако вынашивают потомство (обычно только одного детёныша) самки больше 200 дней.

Вот такая роскошная история, в которой сплелись девочка-дикобраз Будда, половые органы, ДНК, доктор с именем Иисус и хранитель с фамилией Гульельмо — так звали изобретателя беспроволочного телеграфа Маркони.

Не удивительно, что история эта сделала заголовки в лентах мировых информагентств. Правда, AP и Reuters написали, что «половые органы дикобраза являются внутренними», а «анального ощупывания» в случае с Буддой удалось избежать, то бишь — пальпации не делали.

Делали-делали. Но ничего, обошлось.